В этом году в моде главенствующие позиции занимает Футуризм – так решили ведущие мировые дизайнеры. И вспоминается, что новое – это хорошо забытое старое.
Напомню, что век назад «эпатировать буржуа» – было одной из программных установок нового искусства. Пожалуй, стоит уточнить, что в России это выражение впервые применили к творчеству поэтов-символистов, затем оно стало неразрывно связано с творчеством русских футуристов всех мастей (кубофутуризм, эгофутуризм и т. д.). Смысл содержания глагола «эпатировать» получил яркий смысл выражения – скандальные выходки и провокации самих футуристов, литераторов, художников, музыкантов, которые проявлялись как в творчестве, так и в артистическом быту. Во многом именно поэтому творчество, внешний облик, манифесты и другие программные заявления русских футуристов стали постоянным источником карикатур, шаржей, стихотворных и прозаических фельетонов, публиковавшихся в отечественной прессе.
А началось это так: 20 февраля 1909 года, в Париже, газета “Фигаро” опубликовала “Манифест футуризма”, автором которого был итальянский поэт, писатель и художник Филиппо Томмазо Маринетти. Движение футуризма, как общего художественного направления, особенно сильно было распространено в Италии и России, не обошло оно и другие страны Европы, США и Японию. Футуристов содержание в творчестве не интересовало, их привлекала форма. Они придумывали свою орфографию, словосочетания, ритм и стиль.
Художники посвящали свои картины достижениям науки и техники, поэты воспевали будущее и отрекались от прошлого. Главным образом они провозглашали бунт и взрыв, революцию и войну. Динамика движения сломает статику скульптур и живописи. В 1910 и 1914 гг. синьор Маринетти посещает Россию, пропагандирует идеи футуризма и “зерно упало в плодородную почву”. Ни в одной стране мира новое течение не захлестнуло так литературу, изобразительное исскуство и даже театр, как в России. Первыми русскими футуристами стали художники, братья Бурлюки – Давид, Владимир и Николай. Давид Бурлюк был еще теоритиком, критиком и поэтом. Эпатажность и “вызов обществу” ярче всего проявляются в его стихах:
“Душа – кабак, а небо – дрянь.
Поэзия – истрепанная девка.
А красота – кощунственная рвань…”
или
“Звезды – черви пьянные туманом…”
Именно он собрал и объединил вокруг себя самые яркие и оригинальные творческие личности. Футуризм подарил России Маяковского, Хлебникова, Пастернака. В.В. Маяковский считал Д. Бурлюка своим главным учителем … Футуризм, как направление авангардизма, породил множество школ и течений: иммажинизм Есенина, эго-футуризм Северянина, ОБЭРИУ Даниила Хармса – великолепного детского писателя и поэта. В изобразительном искусстве в стиле кубофутуризма работали многие выдающиеся художники – Филонов, Экстер, Богомазов и великий КАЗЕМИР МАЛЕВИЧ.
Каземир Малевич – российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма, одного из двух главных направлений (наравне с конструктивизмом) русского авангарда. Начинал свои “художества” К. Малевич, работая чертежником, в Управлении Московско-Курской железной дороги. Заурядная и тоскливая работа днем по вечерам сменялась живым творчеством. В 1910 г. он участвует в первой художественной выставке авангардистов – “Бубновый валет”, на следующий год в Петербургском “Союзе молодежи”. Свое участие в выставках, оформление ряда футуристических изданий, а также экспонирование картин К. Малевич назвал “заумным реализмом”. Во время работы над декорациями и костюмами к опере “Победа над Солнцем” (муз. М. Матюшина, слова А. Крученных) к нему пришла идея “Черного квадрата”. Задняя сторона декорации одной из сцен представляла собой квадрат, окрашенный в черный цвет.
В 1915 г. К. Малевич написал манифест “От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм.” и в Петрограде, на последней выставке картин художников-футуристов “0,10”, предоставил 39 своих работ под общим названием “Супрематизм живописи”. Здесь же была выставлена и самая знаменитая картина К. С. Малевича “Черный квадрат”. Картина имела ошеломительный успех и стала живописным манифестом супрематизма. По замыслу художника она являлась частью триптиха русской беспредметной живописи – “Черный квадрат”, “Черный круг”, “Черный крест”. “Несомненно, эта и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер” – писал о “Черном квадрате” художественный критик А. Бенуа в 1916 г. В ноябре 1917 г. Московский Военно-революционный комитет назначил К. Малевича комиссаром по охране памятников старины и художественных ценностей. К. Малевич выступает на различных диспутах, пишет “Декларацию прав художника”, создает первые декорации и костюмы к футуристическому спектаклю В. Э. Меерхольда по пьесе В. В. Маяковского “Мистерия-Буфф”. Работая в Витебском народном художественном училище “нового революционного образца”, которое возглавлял М. Шагал, издал теоретическую работу “О новых системах в искусстве”.
В 1919 г. в Москве прошла первая ретроспективная выставка “Каземир Малевич. Его путь от импрессионизма к суперматизму”. Вокруг художника образовалась группа талантливых и преданных ученников – “УНОВИС” – утвердителей нового искусства. Ее членами стали Н. Коган, Л. Лисицкий, И. Чашник. Сам же К. Малевич в этот период больше занимался теорией и философией изобразительного искусства. В 1929 г. К. С. Малевич назначен правительством РСФСР на должность, которая называлась “народный комиссар ИЗО НАРКОМПРОСа”. Произведения К. Малевича экспонируются в Цюрихе, Вене, Берлине… и везде торжество и победа. Однако по возвращению на Родину, в 1931 г., его арестовывает ОГПУ (НКВД) и предъявляет обвинение как “германскому шпиону”. Через некоторое время его освободили, но картины включили в список – “Искусство эпохи империализма”. Его вынудили писать картины, в основном портреты, в духе социалистического реализма. Но Каземир Малевич считал самым лучшим своим произведением “Черный квадрат”.
Допросы в ОГПУ, невыносимые условия тюрьмы и нервные срывы спровоцировали тяжелую болезнь. Каземир Малевич ушел из жизни 15 мая 1935 г. в возрасте неполных 57 лет, в Ленинграде. Траурная церемония похорон Каземира Севериновича Малевича указывала на значение “Черного квадрата” в жизни художника: в изголовье гроба на гражданской панихиде висел “Черный квадрат”, тело было накрыто белым полотном, на котором нашит “Черный квадрат”, на крышке гроба со стороны головы “Черный квадрат”, на капоте грузовика, перевозившего супрематический гроб, был изображен “Черный квадрат”, на вагоне, перевозившем гроб из Ленинграда в Москву, нарисован “Черный квадрат” с надписью К.С. Малевич.
По завещанию художника урна с прахом была захоронена под любимым дубом близ деревни Немчиновки в Подмосковье. Над могилой поставлен кубический монумент с изображением “Черного квадрата”. На дубе закрепили деревянную досточку с надписью – “Здесь погребен прах великого художника К.С. МАЛЕВИЧА (1878-1935)”. Во время Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.) могила исчезла и на месте захоронения выстроен жилой комплекс.
“В истории мирового искусства нет, наверное, картины с более громкой славой, чем “Черный квадрат” Каземира Малевича. Нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений… нет артефакта, обладающего подобной непроходящей актуальностью. “Черный квадрат” стал настоящей вехой в истории русского искусства ХХ века.” – сказал один из теоретиков современного искусства. Бесспорно, с этим согласиться стоит. Говорят, об истории нельзя рассуждать пространственно. У истории есть факты, к которым рассуждения, основывающиеся на предположениях “если” не применимы. Поэтому, сложно сейчас судить правильно ли выбирала путь Россия в начале прошлого столетия.
Для меня это очень яркая, искрящаяся полоса, прочертившая полотно реальности сложного времени, на которое проишлось движение футуристов. Политические гонения и репрессии, войны и лишения того времени заставляют меня с большим уважениям относится к новаторским выражениям художественной и поэтической мысли, разившей невзгоды и пороки действительности, словно “Меч”.
Современные исследователи искусства склоняются во мнении, что следует рассматривать футуризм как самобытное соединение философии Фридриха Ницше и манифестов коммунистической партии. Именно эта движущая сила – “Огонь ” – оставила свой отпечаток в искусстве, словно горящий факел в динамике, как, возможно, изобразили бы сами себя футуристы.
Есть множество интересных вещей в музеях мира, которые кого-то шокируют, кого-то возмущают… Меня объекты “искусства будущего” заставляют задуматься. Я много размышляла о тех произведениях, которые находятся в таких музеях, как, например, МОМА в Нью -Йорке, Гугенхейм в Бильбао, Музей современного искусства Нитерой в Рио-де-Жанейро, Наканошима в Осаке, Музей искусств Милуоки, Новеченто в Милане…
Для меня было новым шагом в развитии, в моей собственной эволюции, признание и понимание этого особенного вида искусства. Самое главное в этом понимании – осознание того, что футуристы дали первый и самый громкий ответ на вызов прогресса. Они презирали прошлое, интересовались настоящим и стремились в будущее.
В этом отношении, мне кажется уместным выражение писателя – философа Альбера Камю: “Настоящая щедрость по отношению к будущему заключается в том, чтобы все отдавать настоящему”.
Diana Avgusta Stauer
3 Commenti
Molto interessante, Diana Avgusta Stauer.
Grazie.
Спасибо уважаемый автор, Диана Августа Штауэр, за статью. Признаюсь, я из тех, кого и “шокировало и возмущало” до поры это особенного вида искусство. До поры.
На самом деле, появление этой статьи радует, что кого-то еще подвигнет она отдать должное движению футуристов или посетить какие-то из музеев, перечисленных автором.
С уважением и пожеланиями творческих успехов.
Очень своевременно и правильно.”Черный квадрат” – для одних предмет восхищения,для других повод подумать о жизни. Посмотрите на сегодняшний мир,перед вами черный квадрат.