Print Friendly and PDF

“Золотые Маски” Новосибирского театра оперы и балета и «Красного факела»

Новосибирский театр опкры и балета в конкурсе «Золотая Маска» с постановкой на музыку Стравинского "Пульчинелла"
Новосибирский театр оперы и балета в конкурсе «Золотая Маска» с постановкой на музыку Стравинского “Пульчинелла”

В Москве продолжаются показы театральных постановок в рамках программы фестиваля «Золотая Маска». В этом году юбилейный – 20-й сезон и в афише фестиваля появилось много новых проектов. Но главное внимание по-прежнему привлечено к конкурсу.

В начале мне бы хотелось рассказать о прекрасном театре, построенном еще Сталиным (по первоначальному проекту – “Дом науки и Культуры”), а сегодня –  лауреатом и призером многочисленных международных конкурсов.

Здание театра оперы и  балета — крупнейшее в России: под огромным куполом может полностью поместиться московский Большой театр. Расположен театр на главной площади города, где я родилась  – Новосибирска. После реконструкции в 2005 году новосибирский театр — один из самых наиболее современно оборудованных театров России.

В конкурсную программу «Золотой маски» Новосибирский театр оперы и балета вошёл с тремя постановками, с тремя балетами и все на музыку Стравинского. Два, очень известных – «Весну священную» и «Свадебку», показали вчера в один вечер. А третий – это что-то вроде раритета, репертуарной редкости. Это одноактный балет с пением по мотивам итальянской комедии масок «Четыре Пульчинеллы».

Исполнитель главной партии – Максим Гришенков – претендент на «Золотую маску». Образ Пульчинелло впервые воплотил в 2004-м – тогда в Новосибирском театре выпустили сценический вариант балета. В новом спектакле артист углубил образ. Аналогий и примеров из жизни не искал – погружался в собственную природу. Постигал – трансцендентное.

«Пульчинелло – это не то, что человек, – отмечает Максим Гришенков. – Это некое существо, которое может разделяться, к примеру, это вне понимания, на самом деле, обыкновенного человека». У этой истории запутанный сюжет. Двое неудачливых влюбленных. Две особы, влюбленные в Пульчинелло. Хотя его убивают – он все же не умирает. Меняется местами, переодевается, возрождается, множится. Дирижер Айнарс Рубикис – тоже номинант «Большой маски» – взялся за постановку с азартом. Неоклассицизм Стравинского – его давний интерес.

Также Новосибирский академический театр оперы и балета представил мюзикл Леонарда Бернстайна «Месса». Премьера спектакля год назад прошла с трехдневными аншлагами и при повышенном внимании прессы. В прямой трансляции «Мессу» смотрели зрители во всем мире. Экспертный совет «Золотой маски» выдвинул спектакль на премию в пяти номинациях.

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Холст, масло. Художник Диана Августа Штауэр

Дмитрий Суслов – претендент на «Золотую Маску» за эту роль – относится к ней как к миссии. Говорит, после неё «есть, на что опереться». Ему понятно, почему американский композитор в 1971 году написал именно такое музыкальное произведение. Его заказала Жаклин Кеннеди к открытию Центра исполнительских искусств, названного в честь её погибшего мужа, президента США. Понятно и почему Бернстайн включил в мессу стихи рок-музыканта Саймона и превратил это в мюзикл, начиненный джазом, блюзом, фолком и роком. «Не зря же это было написано в то же время, когда и “Jesus Christ Superstar”, – говорит Дмитрий Суслов. – В момент катастрофической потери смыслов в западном обществе, когда люди бежали от войны, от мещанства. Бежали в хиппи, в нации. Туда, где есть что-то настоящее за этой шелухой повседневного ритуала».

Хотя «Мессу» Бернстайна многократно обвиняли в богохульстве , и после премьеры  постановка была запрещена Ватиканом, но в 2000-х её исполнили и там. Ещё один номинант на «Маску» – Айнарс Рубикис, дирижер-постановщик этой версии уверен: «она бы понравилась Папе Римскому».

Разлюбивший муж, фригидная бизнес-леди, одинокий рок-певец… Каждый – от отрицания Бога придет к его прославлению. Что путь этот непрост, режиссер Резия Калниня – тоже номинантка на «Маску», напоминала и с помощью сценографии. «Много металла, – поясняет Резия Калниня. – Металл – в символической пирамиде. И металл как внутри – если ты из железа или ты не двигаешься не только по времени, а по духовному, тогда тебе просто сложно жить и ты становишься гвоздем».

И еще один новосибирский проект, представленный  на фестивале «Золотая маска»  – «Онегин» молодого режиссёра Тимофея Кулябина (новосибирский театр «Красный факел»). Примечательно, что в этом году за премию сражаются сразу трое Онегиных: оперный герой и два представителя драматического театра. Самый популярный эпитет, которым характеризуют этот спектакль – скандальный. Авторы будто доказывают актуальность пушкинского текста, проверяют его, а заодно и зрителя на прочность. Визуально яркий и очень эффектный, этот «Онегин» представлен в пяти номинациях нынешней «Маски», в том числе как лучший спектакль и лучшая работа режиссера. Постановка перекликается с современными тенденциями театров Милана и Парижа. Размытое понятие места и времени. Серо-теневые стены то обезличивают пространство, то, кажется, его углубляют – за счёт проекций. 

Так и рождается условная реальность. «Пока ребята работали, они рисовали свои рисуночки, подбирали какие-то аналоги из сегодняшних культурных привычек героям Пушкина, – пояснят художник Олег Головко. – И всё это стало у нас такой частью инсталляции. То есть это, в принципе, спектакль немножко даже на стыке современных таких форм изобразительных и театральных». Акцент на чувствах, переживаниях, что «завтра тоже что вчера». Костюмы – самая обычная одежда, правда, века ХХ-го. Классический текст звучит в основном за кадром. Большую часть читает артист новосибирского театра “Красный факел” Игорь Белозёров. Со своим пониманием и ощущениями. Даже то самое письмо – Татьяны. «Я мало, что проговариваю непосредственно сама, но письмо звучит, – говорит актриса Дарья Емельянова. – Знаете, она честная, потому что, чтобы обладать способностью, проявлять эмоции свои, говорить о них и признаваться в этом – это может только смелый человек, честный, открытый человек».

Признаюсь, мне очень приятно было писать эту статью, потому что для меня  – это родные театры, на сцену которых в начале моей карьеры выходила и я. Я бы хотела поздравить Новосибирский театр оперы и балета и новосибирский театр «Красный факел» с их прекрасными достижениями и пожелать им дальнейших творческих успехов.

Diana Avgusta Stauer

Commenta con Facebook

3 Commenti

  • Уважаемая Диана Августа Штауэр!

    Вы прекрасная актриса, несомненно. Я живу в Новосибирске и люблю ходить в театр. Я помню вас на сцене “Красного Факела”.
    Очень рад, что ваша карьера развивается во многих направлениях. Но театр не забывайте. И приезжайте в родной город с гастролями!

  • Уважаемая Диана Августа Штауэр!
    Абсолютно с вами согласен!
    В театр ходить необходимо, особенно на балет!

  • English Summary

    The article is about Novosibirsk Opera and Ballet Theatre and “Red Torch” Theatre, winning the “Golden mask” awards.

leave a reply

Altri articoli